Говорят, Москва утрачивает влияние на постсоветском пространстве, кричат — караул, беда, Турция наступает на Южном Кавказе, Белоруссию штормит, в Киргизии опять переворот, а президент России Владимир Путин ничего сделать не может.
Оказывается, ничего и делать не надо, сиди на горе и жди, когда внизу по реке проплывут трупы твоих врагов, как предписывает мудрец Лао Цзы.
Проклятие, мужество, 11 000 военных
Россия была чуть ли не проклята армянами за то, что не вмешалась на их стороне в войне с Азербайджаном, за спиной которого стояла Турция. Но влезать по-настоящему в ту войну у Владимира Путина не было ни возможности, ни желания: тюркский альянс ему формального повода для вмешательства не давал, а casus belli в виде сбитого азербайджанцами российского вертолета был моментально, в течение двух часов ими дезавуирован. Воевать же из христианской солидарности с армянами Путину не пристало, российские мусульмане ему бы этого не простили. Да, впрочем, и приписывать нынешнему Кремлю какие-то идеократические либо ценностные подходы при принятии решений, способных отразиться на судьбе правящего в России режима, было бы верхом наивности.
Владимир Путин предложил Баку и Еревану заключить мир в момент, когда спустя 44 дня после начала войны стрелка исторических часов для Арцаха, как армяне называют Нагорный Карабах, была готова окончательно упасть и у премьер-министра Армении Никола Пашиняна не оставалось никакого другого выхода, как на него согласиться.
Армянская оппозиция после 10 ноября назвала Пашиняна предателем, а российского президента вынуждена была считать спасителем хотя бы части Арцаха, позволившим вернуться в свои дома армянским беженцам.
Прошло три недели, и 2 декабря на онлайн-саммите ОДКБ под председательством Владимира Путина Никол Пашинян старательно благодарит хозяина мероприятия за историческое миротворчество, сохранившее Арцах, пусть в сильно усеченных границах, пусть де-факто, но армянским.
Путин же, в свою очередь, называет Пашиняна человеком «большого личного мужества, принявшим болезненные, но необходимые для народа Армении решения» и призывает коллег президентов поддержать его лично и его команду.
Из стран — членов ОДКБ Казахстан и Киргизия (наряду с Азербайджаном, Турцией и Узбекистаном) входят в состав Совета сотрудничества тюркоязычных государств, который во время армяно-азербайджанской войны поддержал Азербайджан в войне против союзника Киргизии и Казахстана по ОДКБ. Но ведь мы сейчас не об этой организации и ее способности быть плечом к плечу друг с другом, чтоб быть один за всех и все за одного, — мы же исключительно про стремление Путина помочь Пашиняну удержаться у власти и устоять перед натиском армянской оппозиции, требующей его отставки. Пашинян теперь кажется Кремлю совсем своим, а вовсе не питомцем ненавистного ему «гнезда Сороса», где растят птенцов, разносящих «цветные революции», как это могло показаться до войны. А кем окажутся те, кто метит на его место в Ереване, еще неизвестно, не без оснований прикидывают в Кремле.
Это все к тому, что достаточно было Путину не спешить и дождаться правильного момента, чтобы обрушить на Южный Кавказ не только свое спасительное для армян миротворчество, но и внушительный военно-гуманитарный контингент, который довел российское военное присутствие за Кавказским хребтом до более чем 11 000 человек (включая уже существующие военные базы в Армении, Абхазии и Южной Осетии).
Хаос, ад и деликатность
А возьмите Белоруссию! Яростно распалялся с экрана ОДКБ тов. Лукашенко, гром и молнии метал в адрес «глобальных игроков», сеющих по миру «управляемый хаос», обличал «оголтелое поведение Польши и стран Балтии», раскрывал, конечно же, секретные планы Запада по созданию сил, готовых отрезать от Белоруссии ее гродненские окраины, и объяснял союзникам, что пора «запускать механизмы отражения этих угроз и вызовов». А союзники-то его не слышат, не реагируют, что им, хоть из Еревана, хоть из Нур-Султана, Гекуба эта минская!
Один только Путин откликнулся на жуть-кошмар «всяких других цветных революций» и вымощенные ими, можно сказать, «дороги в ад». Да, так прямо и сказал, да и как было после Лукашенко не впасть в публицистику…
А потом российский президент и вовсе необычайно деликатен был по отношению к коллеге.
Он выстроил столь изощренную лексическую конструкцию, давая совет Лукашенке, что впору было то ли умилиться, то ли споткнуться, услышав им сказанное. Он выразил надежду, что «белорусскому народу хватит политической зрелости, чтобы… выстроить диалог политический со всеми политическим силами». Избегая упоминать Лукашенко, Путин заменяет его имя на «народ», которому предписано установить диалог с самим собой.
Ну, а если не получится, если не наберется «зрелости» этот «народ» (читай Лукашенко)?
Не понадобятся ли тогда Белоруссии российские миротворцы? Не сдавать же своих «людишек» польским и прочим «оголтелым» супостатам, «лязгающим броней» на общих западных границах Союзного государства!
Только нужно еще немного подождать, нужный момент не пропустить, как удалось это на Южном Кавказе. А может быть, даже подтолкнуть такой момент к созреванию, не всякий же casus belli должен быть случайным…
Одним словом, уроки карабахской войны, уверен, извлекают не только специалисты по военному делу, но и геостратеги, которые должны сделать Россию, по выражению Сергея Караганова, «поставщиком мира». Разумеется, «российского мира».
Новый курс, стабильность и обещания
А что же Киргизия? На саммите ОДКБ представителем главного бенефициара последнего, октябрьского переворота в Бишкеке и, очевидно, непременного победителя предстоящих 10 января досрочных президентских выборов, Садыра Жапарова, был один из его «оруженосцев», и. о. президента Талант Мамытов. Нельзя не отметить выверенный стиль его спича, который позволил ему «не вдаваясь в подробности прошедших событий» в своей стране (иначе пришлось бы рассказать историю восхождения к власти Садыра Жапарова, прошедшего путь от камеры зэка до кресла главы государства меньше чем за 10 дней), заверить, что курс нового киргизского руководства взят на исправление ошибок старого руководства и Киргизия останется верна своим обязательствам в качестве надежного члена ОДКБ и верного союзника России.
И.о. Мамытов не забыл отнести свою страну к «развивающимся странам». И не то чтобы хотел этим разжалобить старших братьев по ОДКБ, Россию и Казахстан, а только чтобы сделать само собой разумеющимися обещания Путина помочь Киргизии в экономической, финансовой и социальной сферах. Что, конечно же, в ответ от него и прозвучало при условии, что новая власть обеспечит наконец стабильность в стране.
А если нет? Ну, тогда плохо же вам, киргизам и будет, деньги обещанные не дадим, как будете выкручиваться, китайцам же не станете отдаваться? Одним словом, разгребайте пока свое г… сами, но смотрите, как мы решаем проблемы на Кавказе и Белоруссии и мотайте на ус.
Пространство нашенское, и мир будем поставлять тут мы. Так ведь, если угодно, можно прочесть итоги декабрьского «телевизионного» саммита ОДКБ, прошедшего под неусыпным российским председательством.