В России может появиться новый вид рубля. 13 октября Банк России предложил для общественного обсуждения доклад про цифровые валюты центральных банков (ЦВЦБ), в тот же день зампред ЦБ Алексей Заботкин рассказал о целях регулятора в тексте на Econs.online. Основная идея – центральным банкам приходится реагировать на изменения в финансовой среде (в том числе на криптовалюты), предлагать технические решения использования рубля и конкурировать между собой (цифровой юань уже тестируется в Китае). Вероятно, при правильной имплементации, цифровой рубль окажется востребованным как замена наличным или счетам до востребования. Но он не привнесет значительных изменений в финансовую систему и точно не приведет к бесконтрольному расширению денежной массы.
Что такое ЦВЦБ и почему это важно
Формально ЦВЦБ – всего лишь местная валюта, которая может использоваться в новой форме. Мы привыкли к наличным или электронным деньгам, которыми можно расплачиваться по картам или через приложения; цифровой рубль – еще один вариант расчетов. Многие центральные банки уже думают об использовании этой возможности, и очень интересно, чем закончится эксперимент в Китае. Новая программа для смартфона позволит платить еще одним способом – не слишком поражающий результат, не правда ли?
Куда интереснее вопрос хранения этих средств. К наличным прилагается номер купюры, к электронным деньгам – номер счета в коммерческом банке. Цифровой рубль может оказаться средством платежа, который «хранится» на счете в Центральном банке, – то, что в докладе Банка России называется «розничная ЦВЦБ». И вот это звучит как революция в платежах.
Исторически только финансовые организации (коммерческие банки, пенсионные фонды и страховые компании и т. п.) могли открывать счета в Центральном банке. Если такая возможность появится у простых людей и компаний, изменит ли это что-то? Как минимум, счет в Центральном банке – это самый безопасный счет, какой себе можно представить. Сейчас через Агентство по страхованию вкладов застрахованы суммы до 1,4 млн руб. с учетом процентов. Даже среди малых предприятий, на которых распространяется «полис» АСВ, многие юридические лица работают с гораздо более существенными денежными потоками, поэтому они рискуют потерять средства в случае проблем у банка и им сложнее, чем людям, разнести деньги по нескольким депозитам. В отличие от коммерческого банка, Центральный банк всегда расплатится по своим обязательствам, поскольку у него есть исключительное право эмиссии валюты. Так что юрлицам счет в ЦБ может быть очень полезен.
Но за отсутствие рисков придется заплатить. Скорее всего, ЦБ будет платить очень низкие проценты, близкие к ставкам по вкладам до востребования (фактически – нулевые). Поэтому у коммерческих банков останется пространство для привлечения средств людей и компаний с помощью более высоких ставок. Тем не менее «розничная ЦВЦБ» выглядит как возможность выбора рисков.
Еще немного аргументов
Вниманием к себе ЦВЦБ обязана во многом криптовалютам, включая биткойн и будущую валюту Facebook – Libra. Поскольку крипта оттягивала часть международных финансовых потоков, центральным банкам было важно начать работу над удобными международными платежами – и ЦВЦБ будет эффективнее многих других способов. В начальных вариантах шла речь о «государственном блокчейне», то есть специфическом способе работать с данными, но кажется, что блокчейн и крипта не нужны для создания ЦВЦБ.
Libra стала серьезным вызовом. Если Facebook удастся реализовать проект внутренней (крипто-)валюты, то многие пользователи этой социальной сети могут начать использовать Libra в расчетах между собой, даже если она окажется привязанной к корзине обычных валют (доллара, евро и йены как минимум). Facebook может даже стать «теневым банком» и начать выдавать кредиты своим пользователям. Это могло бы надорвать связь центральных банков с экономикой, в том числе снизить влияние «ключевой ставки» на кредитование. Поэтому проект Libra сразу попал под пристальное внимание регуляторов и все еще находится скорее на стадии разработки, чем реализации. «Частные деньги», как криптовалюты и Libra, создают проблемы для центральных банков, и конкуренция заставляет придумывать что-то новое.
Важные последствия
Если цифровой рубль появится, он будет прямым конкурентом наличных и счетов до востребования. Ставки по цифровой валюте будут скорее нулевыми, платежи – приниматься везде даже без интернета, значит, многие захотят использовать инструмент в крупных городах, где безналичные платежи уже превысили 50% транзакций. Наша экономика стала одним из лидеров по росту приема карт в 2020 г.
Это сочетание низких ставок с гибкими возможностями платежей может стать как стимулом, так и тормозом для использования цифрового рубля. Возможно, растущее количество наличных (сейчас – более 12 трлн руб. при ВВП в 110 трлн) связано с пандемией, но также может говорить о желании россиян совершать часть вполне легальных транзакций без передачи информации банковскому сектору. Поэтому цифровой рубль, операции с которым будут видны Банку России, может не сразу показаться нашим гражданам удобным средством платежа. Но поскольку в России любят технологические новинки и финтех, есть уверенность, что переход части платежей из электронных кошельков и наличных в цифровой рубль неминуем. И это не будет иметь никакого отношения к увеличению денег в экономике, как предсказывают некоторые эксперты: замещение одних методов платежа другими никак не влияет на денежную массу.
Наконец, хочется с большим удовольствием отметить сам подход к обсуждению инициативы. Банк России не в первый раз предлагает свои проекты широкому кругу комментаторов. Мне кажется, что это сильный шаг, позволяющий услышать всех экспертов и заранее узнать о возможных проблемах. Надеюсь, тест цифрового рубля не за горами.