Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как пройдет встреча Лукашенко с Путиным

Интеграция с узурпатором перестает быть интеграцией с Белоруссией

Фото: Government.ru

Александру Лукашенко в качестве действующего президента Белоруссии обещано сегодня на встрече в Сочи с президентом России Владимиром Путиным обсудить «перспективы продвижения интеграционных процессов в рамках Союзного государства». Какому-нибудь лукашенкофобу это покажется циничной попыткой эзоповым языком изложить суть российского ультиматума беларусскому узурпатору. Что если так и есть?

Будем смотреть на вещи здраво и действительно предельно цинично, то есть так, как это принято в Кремле, – сегодня не до пресловутых, навязанных нам Западом гумценностей и сострадания тяжелой женской доле! Вот дали Лукашенко больше полутора месяцев, чтобы восстановить контроль и навести порядок у себя на дворе, взбаламученном местным «народишком» после феерической победы на президентских выборах. Да, Сергей Лавров назвал их «неидеальными»! Мог и крепче сказать: «дебилы, ...», – но удержался. Но больше никто из серьезных людей не ругался, не обижал Лукашенко, не сердился на него за «непропорциальное применение силы», за синяки у протестующих и даже трупы.

И все равно не справился коллега, шестое воскресенье только нарастает шум и вызревает ярость на улицах городов близкой нам братской страны. Контроль утерян, а именно владение ситуацией и ценит больше всего в коллегах по ближайшему пространству Владимир Путин. Он же не отец родной, чтобы их любить, он деловой патрон, чтобы их ценить. За сотрудничество и надежность. А их нет, и с Лукашенко в Белоруссии на посту президента больше не будет.

Александр Григорьевич токсичен чрезвычайно, его не желают ни слушать, ни слушаться, ему в лицо кричат, предлагают застрелиться, с ним никто не хочет иметь дела ни внутри страны, ни тем более снаружи. Его даже туркменский тиран Гурбангулы Бердымухаммедов не поздравил с «победой» на президентских выборах, только с днем рожденья. На мой взгляд, это уже слишком!

И таким он появляется в Сочи, въезжает в Бочаров Ручей, к Путину. Ну чисто же живой труп. Политический!

Но хозяин его принимает, nobless oblige, и объясняет, как товарищ и «старший брат», мол, если хочешь оставить живой построенную тобой с моей помощью страну, охолони, отойди в сторону, иначе предадут и сметут свои же, ты ж сам приютил такого же бедолагу, Курманбека Бакиева из Киргизии с домочадцами.

Владимиру Владимировичу Александр Григорьевич уже давно не просто не нужен, а вреден, не просто не интересен, а чего уж там, неприятен. Но хочется союз с Белоруссией сохранить, чтобы страну, оставшуюся после распада СССР, «сделать больше». Как Борис Ельцин хотел в 1997 г., объединяя Россию с Белоруссией. Так его дочь и советница Татьяна отвечала автору этих строк тогда на вопрос, зачем ее отец договаривается с Лукашенко, когда ясно, кто он такой.

Приходится и снова с ним же договариваться. В Кремле такая великорусская традиция: нельзя верить тем, кто снизу без разрешения власти хочет эту власть поменять. Ни боярам, ни холопам! Только по отмашке сверху! Борис Николаевич так сделал, и я с тобой так же поступлю, – придется объяснять сочинскому гостю.

– Но сначала надо подготовиться, – продолжит хозяин, – ты пообещай своим новую конституцию, но без обнуления, тебе это уже никак, и новые выборы. А я пока приищу тебе надежного напарника для управляемого транзита.

И народишко-то свой больше не смеши, «калашниковы» свои зачехли, броники спрячь, не по возрасту тяжесть такую носить уже, а Колю-недоросля учиться отправь, уже сентябрь на дворе, а то, чего доброго, родительских прав лишат. А чтобы на площади и в Дроздах челядь твоя знала, что не брошу тебя, непутевого, послал к тебе из Пскова на учения «Славянское братство» 300 десантников и 70 машин десанта БМД с БТР впридачу. Не волнуйся, чай, не «вагнеровцы»,  «братство» отработаем, и если все будет хорошо у тебя, сам назад их и верну.

Гость, похоже, созрел для такого разговора. Принял у себя посла российского Дмитрия Мезенцева и попросил передать в «Москву, Кремль, Путину», что «буквально в последние дни, может быть, пару недель, значительно продвинулись в решении тех проблем и задач, которые накопились».

В Москве и правда ждут. Надо, во-первых, уже решать вопрос продления соглашения о российских военных базах в Белоруссии, радиолокационной станции «Волга» и узла связи ВМФ России «Вилейка», договоренности истекают 7 июня 2021 г. Могут быть и другие виды на братскую страну у министерства Сергея Шойгу, пора обсудить.

Ждет очереди и приобретение Москвой «Беларуськалия» и Минского завода колесных тягачей, работающего на российскую оборонку, обещал Лукашенко и перевод беларусского транзита с портов в странах Балтии на российские. И это только часть пресловутой 31-й карты российск-беларусской интеграции, завязшей в дискуссиях и недомолвках, а перспективы выглядят не по-детски, вплоть до создания наднациональных органов.

Мечты, мечты!

Да что только толку обсуждать их с Лукашенко, если у него под ногами зыбь, того и гляди провалится. Интеграция с узурпатором перестает быть интеграцией с Белоруссией. Но и без нее республике не выжить. В Кремле вынужденно принимают к сведению первое и более чем внятно понимают второе.

И Москва оказывается перед вызовом: вынести Лукашенко за скобки сближения с Белоруссией или потерять ее на поколения вперед, как это случилось с Украиной? Сегодняшняя драма нового этапа распада Союза после случившегося в той же Белоруссии, в Беловежской пуще в декабре 1991 г. может окончательно похоронить амбициозно царские планы Владимира Путина остаться в истории собирателем имперских осколков царской и советской России в новый союз.

Фантомные боли от утрат, понесенных при распаде, казалось бы, так удачно начали лечиться, когда стал реальностью «Крымнаш» – правда, ценой тому стало мировое изгойство России. Но это ничего, утешают себя кремлевские, мы знаем, что есть наши союзники, армия и флот, они нас не предадут!

А вот еще, скажут они, осталась, не убежала от нас Армения, когда «улица» во главе с никому доселе не известным Николом Пашиняном взяла там в 2018 г. власть и свергла верных друзей Путина, Саргсяна и Кочаряна, а последнего даже в тюрьму посадила на некоторое время.

И то правда, но куда армянам-то бежать, вокруг недруги и нехристи, и только Россия газом обогреет и электричеством снабдит. В Кремле не дураки сидят, понимают, да и Пашинян научился правильно улыбаться, а что он фигу в кармане западном прячет, так и пусть его.

Белоруссия – другое дело. Ей есть куда уйти, и в этом вся печаль кремлевская. «Славянское братство», похоже, только на военных учениях может остаться. О том ли кремлевский мечтатель нынешний грезил?

Что же до ОДКБ, то слава Б-гу, реально о его использовании в нынешний внутрибелорусский кризис серьезно никто не помышляет. Пугалки самого Лукашенко по поводу «лязганья гусеницами» натовских танков у западных границ и готовности ОДКБ защищать своего члена в случае агрессии – не в счет. Александр Григорьевич и сам не успел испугаться, как отозвал свою витебскую дивизию от границ. И действительно, долго в войнушку играть – дорого.

Кроме того, ни для кого давно уже не секрет, что не дадут добро на участие ОДКБ в лечении лукашенковских внешнеполитических неврозов ни в Нур-Султане, ни в Бишкеке, ни в Душанбе, ни в Ереване.

Сама ОДКБ в военном отношении уже давно больше похожа на бумажного тигра, чем на военную структуру, связанную общими интересами участников. Если захотите узнать в подробностях, спросите у армян. Другое дело – дешево покупать российское вооружение. Это и вправду объединяет. Что до российских военных баз в Таджикистане, Киргизии, Армении и, конечно, в Белоруссии, то часть из них только формально считаются структурами ОДКБ.

В 2016 г. казалось, что Советский Союза распался окончательно. Теперь очевидно, что процесс все еще идет, и Москва, похоже, не в силах взять его под контроль. Даже армия и флот бессильны, крот истории делает свое дело.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку