Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Разное ралли на рынке драгметаллов. Часть 3

500-миллиардный план «зеленого восстановления» экономики ЕС повысит спрос на платину

Платиновые слитки
Платиновые слитки Фото: PxHere

Платина в этом ралли подорожала с $590 на минимуме в марте до чуть более $1000 на пике 7 августа.

С фундаментальной точки зрения рынок платины находится в сложном положении. Именно она использовалась в каталитических конвертерах автомобилей с дизельным двигателем. После дизельгейта в 2015 г. спрос на эти машины и платину сильно упал. А премиальный статус ювелирных изделий из платины был утрачен, когда она стала торговаться с дисконтом к золоту, отмечают аналитики «Атона» Андрей Лобазов и Мария Федорова. В июльском отчете они ожидали сохранения профицита – 0,5 млн унций в 2020 г. и 0,2 млн в 2021 г. Только перебои с поставками из Южной Африки, на которую приходится более 70% мировой добычи, несколько нивелируют перенасыщение рынка, отмечали эксперты «Атона».

Но 21 июля ЕС одобрил крупнейший в истории пакет «зеленых» инициатив – на 500 млрд евро. Часть из них связана с использованием водорода для декарбонизации экономики, и для этого как раз потребуется платина. «Водородная энергетика получает импульс для развития благодаря беспрецедентной политической и экономической поддержке. Акции некоторых компаний, занимающихся электролизерами, водородом и топливными ячейками, выросли более чем на 50% с начала года, – писали 21 июля аналитики Heraeus Precious Metals. – Сейчас те, кто работает с металлами платиновой группы, получили отличную возможность заработать благодаря новому законодательству о поддержке водородной экономики; это сигнал о росте спроса на платину в долгосрочной перспективе».

План ЕС по «зеленому восстановлению» экономики включает стратегию развития водородной энергетики, которая должна, в частности, способствовать сокращению выбросов углерода на производствах – от нефтепереработки до выпуска стали. «Зеленый» водород получается путем электролиза воды с использованием электричества из возобновляемых источников. К 2030 г. ЕС планирует построить мощности на 40 ГВт для электролиза с целью получения «зеленого» водорода (сейчас их 1 ГВт). «Водород обычно рассматривается как исходный материал для топливных элементов. Однако нынешняя стратегия идет дальше и включает всю цепочку создания стоимости, от производства до хранения и конечного использования», – указывают аналитики Bank of America (BofA).

Лучше всего для массового производства «зеленого» водорода подходят электролизеры с протонообменными мембранами, в которых используются платина и иридий, отмечает Heraeus. Учитывая вероятность экспоненциального роста, сложно дать точную оценку спроса на платину, считают в BofA. Если использовать сценарий устойчивого развития Международного энергетического агентства, где производство «зеленого» водорода оценивается менее чем в 8 млн т до конца десятилетия, потребление платины для этих целей может составить 0,4–1,4 млн унций к 2030 г. Если же за точку отсчета брать планы ЕС, включая представленный в начале года «Зеленый курс», дополнительный мировой спрос на платину может достичь 0,5–2,2 млн унций. «Это, а также использование платины в электромобилях на топливных элементах, которое, по нашим оценкам, к 2030 г. может достичь 4 млн унций, будет поддерживать спрос на металл», – считают в BofA.

Совокупное предложение платины в 2019 г. составило 8,125 млн унций, спрос – 8,06 млн, по данным The World Platinum Investment Council.

Спрос на платину для водородных топливных элементов, вероятно, пока слишком низкий, чтобы поддержать бычий тренд на рынке этого металла, но он может стать существенным фактором в будущем, полагает Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money: «У инвесторов появляется возможность начать занимать позиции с учетом этого». Следует также учитывать, что предложение вряд ли начнет увеличиваться без заметного роста цен, добавляет он. Горнодобывающие компании хорошо помнят, как рухнули цены на платину после дизельгейта, спровоцировав банкротство ряда производителей, поэтому у них не будет стимула наращивать капиталовложения в ответ на повышение спроса без существенной подушки безопасности в виде высокой цены, резюмирует Триси.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку